Tuesday, August 25, 2015

Для чего упраздняли Минюст СССР


25 августа 1921 года Глава Общероссийского Центрального Исполкома Михаил Калинин и секретарь ВЦИК Авель Енукидзе завизировали декрет "Об увеличении деятельности локальных органов юстиции". "Жёсткое установление Советского строя на всем пространстве Р.С.Ф.С.Р. и переход к мирному выстраиванию, – подчеркивалось в преамбуле документа, – упорно требуют, чтобы деятельность всех органов Советской власти и чиновников была строю согласована с действующими законоположениями, чтобы советскими органами и всем населением было ясно усвоено, что осуществление в жизнь начал революционной законности является одной из наиболее насущных потребностей Советской Республики".

Верные сотрудники для противодействия преступлениям и незакономерными деяниями

Внушить населению революционную законопослушность, "возбуждать и направлять правильно дела по борьбе с правонарушениями и незакономерными деяниями", согласно точки зрения законодателя, были призваны отделы юстиции, ревтрибуналы, Советы народных судей, уездные бюро юстиции и народные суды. Вследствие этого декрет предписывал обратить на эти локальные органы особенное внимание и поднять их авторитет "на подобающую высоту".
Достигнуть этих умыслов предполагалось за счет укомплектования отделов юстиции и подведомственных им судебных и прокуратуры и милиции "в наивысшей степени умелыми и верными сотрудниками" и их "полной поддержки" со стороны губернских исполкомов и других советских властных структур. Ст. 3 нормативно правового юридического акта устанавливала режим избрания и снятия заведующих отделами лишь с ведома народного комиссариата юстиции. В случае несогласия исполнительного комитета с заключением Наркомюста, решение должен был принимать Президиум ВЦИК.
Для "верного функционирования" отделов юстиции предписывалось "срочно организовать при Заведующих Отделами Юстиции комиссии в тех губерниях, где они на сегодняшний день почему-либо не наличествуют". Соответственно положения о Наркомюсте, в комиссию должны входить завотделом юстиции, глава ревтрибунала, глава Совета народных судей и заведующий исправительно-рабочим (бывшим карательным) подотделом. Вдобавок совмещение должности завотделом юстиции с должностью главы трибунала либо председателя Совета народных судей, соответственно документа, не должно "впредь разрешаться", что показывает на раньше практиковавшееся совместительство.
Декрет предусматривал кроме того выдачу народным судьям особых удостоверений, в коих устанавливались их права на возбуждение судейских преследований, ревизию законности и правильности предлогов содержания под стражей и контроля за производством дознаний органами полиции. Очень оговаривалось, что "никакие аресты Народных Судей и Дознавателей не в состоянии производиться без одновременного извещения об этом Президиума Местного Совета прямо либо через Губернский Отдел Юстиции либо Уездное Бюро Юстиции".

Вышли из тени органов юстиции

Но скоро функции общего контроля за законностью в наркоматах и других центральных учреждениях и компаниях, за расследованием и дознанием, и вдобавок возбуждения уголовного следствия, поддержания обвинения в суде и наблюдения за правильностью содержания под стражей перешли в ведение Государственной прокуратуры, сделанной Положением о прокурорском контроле, принятым ВЦИК 28 мая 1922 года. Но это только укрепило позиции Наркомюста, потому, что контрольный орган был учрежден в его составе, а нарком юстиции в один момент являлся Прокурорским работником РСФСР. Прокурорские работники в губерниях и областях назначались, перемещались и смещались с должностей Прокурорским работником республики и находились в его прямой подчинении. А их коллеги из автономных республик назначались в автономиях, но по вопросам общефедерального законов подчинялись центру. Так, с созданием прокурорской службы губернские исполкомы утрачивали часть влияния в сфере юстиции, а Наркомюст получил в свое распоряжение централизованный аппарат в губерниях, с широкими полномочиями.
Но в июне 1933 года распоряжением ЦИК и СНК Альянса ССР была учреждена прокурорская служба СССР, которая вышла из тени органов юстиции как независимый

No comments:

Post a Comment